«Робот по имени Чаппи» — фильм о концепции цифрового бессмертия

По итогам просмотра сложилось довольно смешанное впечатление.

У Бломкампа есть свой неповторимый стиль, который органично объединяет все его работы в своеобразном поджанре урбанистической научной фантастики, где нищенские халупы и мусорные свалки, на фоне которых торчат небоскребы/станции «золотого миллиарда», создают бэкграунд для его историй. Бломкамп изначально слишком высоко задрал планку с «Районом № 9», который помимо занятной истории и великолепной картинки, претенциозно выступил с критикой некоторых моментов организации человеческого общества, за что собственно многим и полюбился, так как смог доходчиво показать, что уродливые «креветки» могут быть лучше людей, которые зачастую ведут себя как конченые эгоистичные и злокозненные мрази, как индивидуально, так и в толпе.

В «Элизиуме» Бломкамп продолжил тему легкой критики устройства общества и попытался обыграть тему социального расслоения и неравенства, но сделал это слишком прямолинейно (проиграв начисто замечательному фильму «Сквозь снег»), получив на выходе просто добротный фантастический боевик, с простеньким сюжетом.

С «Чаппи» приключилась другая история. Бломкамп попытался намешать в фильм элементы различных жанров и усложнить концепцию. В итоге получилась такое себе варево, где просто отличные моменты, сменяются весьма странными, а порой и нелепыми. Фильм одновременно пытается быть семейным и смешным (в нем довольно много юмора, что приятно удивило), драматически-трагичным (сцена избиения робота детьми очень сильная — жалко что большая часть фильма не дотягивает по накалу), экшено-трешевым (немало удивила сцена с гибелью Америки — крови в фильме до этого почти не было, а потом бац и такая расчлененка), социально-нравоучительным (все плохо, потому что жизнь такая, окружение делает людей плохими).

И все это служит только дополнением для главного посыла фильма, что человеческое и машинное сознание можно оцифровать и передавать на другие носители, обеспечивая разуму цифровое бессмертие. Данная концепция является детищем информационной эры и довольно часто обсуждается в футуристических прогнозах, где концепция машинного бессмертия конкурирует с идеей бессмертия биологического.

Но к сожалению столь благодатная тема в «Чаппи» подана излишне схематично (тот же«Страховщик» с Бандеросом намного более глубок) и возникает слишком внезапно, после долгих предисловий про то, как кучка гангстеров пытается научить робота «ходить на дело» и «отжимать тачки».

В этом собственно и состоит главная проблема фильма — Бломкамп попытался собрать весьма сложный паззл на стыке жанров, но правильной консистенции нащупать не смог — где-то пересолил, где-то недоперчил. В результате, фильм не распадается на части только из-за мощной атмосферы Йобурга, которая придает фильму определенный колорит, где все эти размалеванные гангстеры и человекоподобные роботы блуждающие по загаженному городу, смотрятся на удивление органично. Вроде бы и другой мир, подчеркнуто карикатурный, а выглядит весьма живым, хотя когда речь заходит о поведении и мотивации, даже атмосфера не спасает.

Сам Чаппи достаточно оригинален и порой весьма трогателен в своей непосредственности, да и с точки зрения игры, он выглядит лучше большинства актеров людей, где герои Уивер и Джекмана и Пателя просто отбывают номер, а фактурные южноафриканские артисты, порой переигрывают, в силу недостатка актерских талантов.

С технологический точки зрения, как и предыдущие работы Бломкампа фильм выполнен блестяще. Очень сочная и подробная графика отлично вписанная в ландшафт Йобурга, Бломкамп как и ранее, остается одним из главных визионеров современного кинематографа. Его отличает подчеркнутая реалистичность фантастической картины. Столь любимая им тема экзоскелетов, дронов и различной робототехники, находится на стыке будущего и реальности, поэтому в его технологические изыски вполне себе веришь, что могут быть такие роботы, такие приспособления и гаджеты. Такая себе технологическая фантастика ближнего прицела помноженная на социальную проблематику. Вкупе с атмосферными видами Йобурга и сочной картинкой, понравился и музыкальный ряд.

В целом, это очень технологичная фантастика на стыке жанров, где внутренняя драматургия и развитие сюжета отстают от действительно впечатляющей визуальной упаковки. Мне фильм скорее понравился, но трудно закрывать глаза на существенные недостатки в самой истории. Картинка и стилистика у Бломкампа всегда опережала сюжет, поэтому и имеются проблемы с картонностью части персонажей во всех его фильмах. Так как Бломкамп после «Чаппи» приступил к работе над продолжением «Чужих», то можно говорить наверняка, что с визуальной точки зрения там все будет отлично, а вот насчет сюжета могут возникнуть вопросы.

Тем не менее, несмотря на все претензии, Бломкампу стоит сказать спасибо, что на фоне многочисленных однообразных сиквелов и заполонивших все комиксов, он пытается снимать достаточно оригинальное кино с собственными сюжетами и попытками не только развлекать, но и поднимать с переменным успехом социально значимые темы.


НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ