Макияж снимали ножом: как наводили красоту на Руси

Существовала ли декоративная косметика в царской России? Конечно, причем пользовались ею не только женщины, но и мужчины. Краску наносили на лицо, а пудру на волосы. Макияж свидетельствовал о высоком статусе.

Простые люди тоже пользовались косметикой для лица. Но это скорее была косметика для ухода — настои и отвары трав, маски из кисломолочных продуктов, масла для смягчения. Девушки использовали сок свеклы и ягод, чтобы подчеркнуть губы, кожу припудривали мукой, а брови подводили сажей.

Богатые женщины могли позволить себе косметику. В широкий оборот косметика вошла в 15-16 веках. Она стала модным товаром, который продавали в специальных белильных отделах магазинов. Женщины той эпохи не знали меры с макияжем, о чем писали их современники. Они густо белили лицо и наносили яркий румянец.

Свинцовые белила наносили серьезный вред здоровью, однако люди этого попросту не знали. Белила наносили густой маской, снять которую можно было только ножом, отскребая по кусочку. Если дама была на публике долго и не имела возможности подправить макияж, то белила отваливались с лица кусками.

Во времена правления Петра I началась борьба за умеренность в макияже. Был выпущен указ «О ношении венгерского платья», который затронул и правила нанесения макияжа, ставшего более легким. Теперь выпускали несколько видов белил и румян, которые можно было подобрать к цвету кожи. Косметику облюбовали и мужчины, они румянились, белились и подводили глаза.

В косметике, которая, к слову, была очень дорогой, содержалась почти вся таблица Менделеева: свинец, ртуть, цинк, негашеная известь и не только. Эти вещества накапливались в организме модниц и модников, приводя к отравлению. Мало кто догадывался о том, что ежедневный макияж может быть причиной недомогания.

В XIX в моду вошла бледность. Румянами перестали пользоваться, а вот кожу все так же белили. Также стали применять лосьоны, осветляющие кожу, средства для удаления веснушек и пигментных пятен. В эту пору началось усовершенствование косметики, в рекламных сообщениях стало появляться все больше отсылок на медицинские исследования о пользе тех или иных ингредиентов косметики.

(По материалам сайта novate.ru)