Розги и смерть: как учили детей в древние времена

Как воспитывать детей? Каждое новое поколение сталкивается с этим вопросом и порой затрудняется с ответом. Вот и приходится прибегать к опыту предков. А вы знаете, что в древности за неуспехи в учебе и проступки детей могли заставить тяжело работать, наказать или даже казнить?

В дохристианской Руси главным методом воспитания был труд. Детей с 4 лет заставляли работать. Малыши обучались работе у старших братьев и сестер. Дети ухаживали за домашним скотом, собирали фрукты и овощи, ткали. С семи лет начиналось раздельное образование. Девочки учились вести хозяйство, а мальчики уходили с отцами в поле, на промысел. У детей не было учебников, все знания о жизни они получали из сказок, песен, наставлений. Хвалить детей было не принято. В 14 лет дети считались уже взрослыми, чтобы подчеркнуть переход во взрослый мир, дети проходили инициацию. Так, мальчик должен был убить дикого зверя, переплыть широкую реку, развести огонь. Также ребенок должен был назвать на память несколько поколений предков.

В Древнем Египте воспитывали детей по-другому. Дети знати учились в школах при храмах. Ребенок учился 12 лет, начиная с 5-летнего возраста. Учили астрономию, геометрию, историю, музыку. Дети должны были запомнить 700 иероглифов и научиться их писать. Девочкам учиться не запрещалось, однако почти все они проходили обучение дома. Дети простых смертных учились на дому, перенимая мастерство старших. К детям относились бережно, строгие наказания отсутствовали.

В Древней Персии ребенку позволяли все, но только до 7 лет. Затем наступал период абсолютного повиновения. После трех проступков ребенка ждала смертная казнь. Персы верили, что если ребенок ослушался три раза, значит, он неисправим, он нечистый и не может стать основой государства, когда вырастет. Детей обучали говорить только правду. Тренировали в военном деле.

В Древней Греции была заложена 3-ступенчатая система образования. На первой ступени давали базовые знания — счет, письмо, чтение. Дети бедняков проходили только первую ступень. Вторая ступень давала допуск к чтению трудов признанных поэтов, философов и ораторов, изучение истории. Третья ступень включала изучение риторики, философии и права. В Афинах была основана первая спортивная гимназия, где помимо основных знаний ученикам преподавали уроки для развития силы и ловкости. Процветали физические наказания. Даже девочек били розгами. Иметь шрамы от розг считалось среди детей престижным, а тех, у кого шрамов не было, дразнили неженками.

В Древнем Китае процесс обучения начинался в 7 лет, а срок окончания не был строго обозначен. В образовании царил индивидуальный подход. Изучали историю, мораль, арифметику, музыку, военное дело, естественные и точные науки. Существовала и высшая школа. После окончания школы самые талантливые ученики занимали важные государственные посты. Причем занять престижный пост мог и человек невысокого происхождения.

(По материалам сайта kulturologia.ru)